Конкурс профессионального мастерства для молодых педагогов
08 января 2016
Конкурс профессионального мастерства для молодых педагогов
Описание результатов профессиональной деятельности
Петрищевой Любови Александровны
МБДОУ д\с № 6 «Страна детства»
Цель моей профессиональной деятельности: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития)
- на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
- Задачи:
- · Повысить уровень познавательных психических процессов дошкольников;
- · Обеспечить положительную динамику развития эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- · Способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья детей;
- · Создавать условия для эмоционально-положительного психологического климата в ДОУ;
- · Повысить психологическую культуру педагогов ДОУ и родителей.
- Коррекционно-развивающая деятельность. Охват коррекционно-развивающей деятельностью и ее результативность в таблице:
Учебный год |
2012-13 |
2013-14 |
Количество детей, получивших коррекционно-развивающую помощь |
43 |
41 |
Количество детей, получивших помощь в коррекции эмоционально-волевой сферы |
31 |
25 |
Коррекция и развитие познавательных процессов |
12 |
16 |
Показали положительную динамику |
93,7% |
96% |
Показали отрицательную динамику |
- |
- |
Отсутствие динамики |
14% |
4% |
В области коррекционно-развивающей деятельности с детьми применяю различные современные технологии и программы, в соответствии с образовательными возможностями детей и запросами родителей и педагогов. В специально организованной деятельности с детьми применяю личностно-ориентированную модель, технологию сотрудничества и проблемного обучения, моделирования, экспериментирования. Побуждаю детей, к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Создаю условия для интеллектуальной активности детей. Для детей имеющих отклонения в поведении, нарушения в эмоционально-волевой сфере провожу занятия по психогимнастике, с этой целью использую специальные упражнения, предложенные М.И. Частиковой, Е.А. Алябьевой. С целью эмоционального развитие использую разработки С.В. Крюковой и Н.П. Слободяник. Так же в своей работе опираюсь на разработки: Е.В. Михеевой «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет», Н.М. Сертаковой «Игра как средство социальной адаптации дошкольников», И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», С.И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», Н.Ф. Ивановой «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» и др.
Уровень динамики познавательных психических процессов
Уровень динамики в развитии эмоционально-волевой сферы
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализовалось эмоциональное состояние детей.
Консультативную деятельностьосуществляю через взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, где мне выделена ведущая роль в построении маршрута сопровождения дошкольников.
Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ реализую через работу с педагогическим коллективом (ПМПК; консультирование с практическим показом). Взаимодействие со специалистами ГЦДиПК (подготовка пакета документов на ПМПК, консультации и рекомендации по коррекционной работе и т.д.).Так же провожу индивидуальные консультации для педагогов: «Конфликтная ситуация с родителями в период адаптации. Что делать?», «Ребенок с СДВГ, что делать?», «Конфликт между родителями и сотрудниками ДОУ», «Как научиться сдерживать эмоции», «Я – воспитатель раннего возраста», «Правила работы с родителями в рамках печатной консультации», «Правила написания характеристик, карт передачи на детей» и др. Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям. В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняются карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.
Взаимодействие с родителямиорганизую в системе, через коллективную, индивидуальную деятельность. Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Особенности протекания адаптации у детей», «От личности ребенка к личности родителей», «Конфликтная ситуация с воспитателем», «СДВГ, приемы взаимодействия с детьми», «Ребенок в ситуации развода родителей», «Конфликты между детьми в группе», «Тактика взаимодействия в ситуации тяжелой адаптации», «Готовность к обучению в школе» и т.д.
В каждой группе создана папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера). Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их.
В рамках акции «Останови насилие против детей» проконсультировала педагогов по темам «Как вести себя в случае раскрытия насилия», «Признаки жестокого обращения с детьми». Работа с родителями: провела анкетирование «Детский сад и права ребенка»; были созданы папки – передвижки «Профилактика жестокости и агрессии в семьях» и «Здоровье наших детей»; распространила буклеты о правах детей по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми; консультировала родителей детей опекаемых семей по темам «Семейный климат», «Чужих детей не бывает».
Провожу работу по адаптации несколькими этапами и одновременно в разных направлениях (с детьми, родителями, воспитателями). С родителями: с первого дня появления ребенка в группе (ребенок в группу, родитель к психологу): обсуждаем вопросы о безболезненном расставании, режиме дня, также родитель получает брошюрки, памятки, рекомендации психолога. В группе папки – передвижки «Справочник родителя», «Адаптация». Работа с мамой ведется на протяжении адаптации ребенка к ДОУ. С детьми раннего возраста провожу совместные игры по графику. Если дети приходят в течении года то работа по адаптации ведется в течении всего года. При длительной и тяжелой адаптации применяю игры с водой, песком, театр би-ба-бо. Одновременно провожу работу с воспитателями групп раннего возраста: показ взаимодействия с детьми, беседы «Как успокоить ребенка», «Как разговаривать с родителями в период адаптации», рекомендации по подборке игрушек, «Можно ли приносить игрушки из дома».
Психологическая диагностика развития ребенка. В своей деятельности использую психодиагностические методики из рекомендованных под конкретную цель:
· по определению уровня развития познавательных психических процессов;
· уровня развития эмоционально-волевой сферы;
· определению детско-родительских отношений.
Диагностику провожу три раза за учебный год. По необходимости провожу текущую диагностику, куда входит диагностика по запросам и с вновь пришедшими детьми. В заключении отражаю цель, результаты диагностики и обосновываю выбор методик. Результатом диагностической деятельности является оценка психического развития детей, рекомендации родителям и педагогам для осуществления психологического сопровождения ребенка. Своевременное внесение (по необходимости) поправок в индивидуальные программы сопровождения воспитанников.
Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.
Методическая деятельность (просвещение). Для более тесного взаимодействия с родителями и педагогами мною были разработана и запущена в работу модель групповой консультативной работы. Для педагогов в рамках этой модели провела: консультацию – практикум «Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС», «Интегративные качества», были разработаны памятки для воспитателей.
Для родителей разработаны стендовые консультации: «Возрастные особенности детей всех возрастов», «99 возможностей сказать ребенку «Я тебя люблю», «Влияние родительских установок», «Режим воспитания: гибкий или строгий», «Неврозы у детей, как их избежать», «Мамы в школу собирайтесь». Публикации статей в журнале ДОУ «Как правильно купить игрушки?», «Воображение. Что это?» с примерами игр на развитие воображения, «Самореализация в детском саду». Так же были разработаны консультации для сайта ДОУ: «Адаптация в детском саду», «Виды адаптации», «Волнение, вызванное расставанием», «Если Ваш ребенок врет».
Результатом в этом направлении является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей воспитанников и установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста, с учетом интересов и потребностей ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства. Самообразование. Получение высшего профессионального образования Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ г. Москва. Участие в родительской конференции ДОУ с презентацией «Родительский авторитет», участие в «Школе молодого педагога», выступление по теме: ««Взаимодействие с детьми различных видов темперамента», осуществляю сопровождение молодых педагогов на группах раннего возраста.
Эффективный социальный опыт.Участвую в социально значимых акциях и проектах, активно участвую в жизни сада, оказываю помощь в организации и проведении праздников, выставок и конкурсов; участник и разработчик мероприятий: Краевой межведомственной акции «Остановим насилие против детей»; «Глобальной недели безопасности дорожного движения».
Деятельность в области профессионального развития.
2009 – 2013гг. получение высшего профессионального образования Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ г. Москва
2013 г. январь ГМЦ «Основы работы с электронными таблицами в программе MS Excel» 12 часов
2013 г. февраль Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» «Формы работы с песком для развития эмоциональной и волевой сферы ребенка» 72 часа
2013 г. февраль ФГБОУ ВПО «Красноярский университет им. В.П. Астафьева» «Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы» 20 часов
2013 г. март ГМО «Конфликты в деятельности молодого педагога» 16 часов